29 апреля
28 апреля
Санкт-Петербургский Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ) и театр-студия «Небольшой драматический театр» показали на фестивале «Твой шанс» совместную работу «Братья Карамазовы» — не без иронии высказанную мечту о «единении родителей и детей». «Братья Карамазовы» в Москве не в первый раз, но ажиотаж вокруг постановки нисколько не утих, а даже наоборот! А после спектакля режиссер-постановщик и мастер курса Лев Эренбург, отвечая на шквал вопросов от зрителей, рассказал, чем видит гений Достоевского и приоткрыл тайну одной сцены, не вошедшей в спектакль 😉
ЭКСПРЕСС-РЕЦЕНЗИЯ
Елизавета Авдошина, молодой критик, театральный обозреватель «Независимой газеты» о спектакле студентов Льва Эренбурга «Братья Карамазовы».
Лев Эренбург для спектакля «Братья Карамазовы» (РГИСИ совместно с «Небольшим драматическим театром», Спб) писал инсценировку наживую. Студенты сами загорелись поставить Достоевского, правда, изначально фигурировал «Идиот». Актеры приносили наработки – этюды, и так отбирались эпизоды для будущей работы. В финальную версию вошли именно те сюжетные линии, которые связаны с раскрытием главных героев романа – трех братьев и их отца. То есть тех, кого писатель увековечил как «карамазовщину». Для Эренбурга эта метафора особой человеческой породы – символ всей России, как, конечно, было и для Достоевского. Но Эренбург чуть ли не впервые так явно вылепливает театральными средствами из братьев Карамазовых «птицу-тройку». Алексей (Михаил Тараканов), Иван (Илья Тиунов) и Дмитрий (Даниил Вотев) Карамазовы /и их четвертый брат Павел Смердяков (Дмитрий Честнов)/ предстают загнанными жеребцами, которые закусывают удила, чтобы не закричать от ужаса в своих хождениях по мукам. Это пластический лейтмотив постановки. Вокруг священной коновязи (сценографический образ – деревянный столб на помосте) кружится круговорот страстей и слова о Боге всплывают только в измененном сознании – герои лихо пьют и корчатся от падучей. Этакая квинтэссенция непросыхающегорусского горя. Русская тема в спектакле дополнена еще двумя столпами национальной мысли: ядовито-критическим Салтыковым — Щедриным и поэтом Некрасовым. В одном из фантасмагорических снов (Ивана) прокурор с кадилом ловко вправляет русскую формулу жизни: «Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то взять бы и ободрать кого-нибудь». А Смердяков, свисая со столба с петлей на шее, вдруг шепчет, подводя черту всем мучениям: «Погрузился я в тину нечистую/Мелких помыслов, мелких страстей./От ликующих, праздно болтающих,/Обагряющих руки в крови/Уведи меня в стан погибающих/За великое дело любви».
До конца фестиваля осталось всего 2 дня! Впереди спектакли ВТУ им. Щепкина «Дневник Анны Франк», ВГИКа «Одноклассники» и Ереванского театрального института «The best of Shakespeare»!
Высокий гость на нашем Фестивале!
Глава Республики Дагестан Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов о спектакле «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» (Санкт-Петербург) и о современной интерпретации всеми любимой классики на фестивале «ТВОЙ ШАНС».
27 апреля
13-й спектакль 13-го фестиваля «Твой шанс» завершился дискуссией о природе чеховских образов и сложности восприятия многосоставных текстов, ведь героем сегодняшнего дня была дипломная работа курса Юрия Красовского Санкт-Петербургского Российского государственного института сценических искусств «Грустная история для веселых людей» по произведениям Антона Чехова. Прогулка по вырубленному вишневому саду с героями повести «Палата №6», украшеная цитатами и аллегориями из разных произведений классика, погрузила зрителей в мир любимых чеховских сюжетов. Завтра на сцене Театрального центра СТД РФ «На Страстном» тоже студенты РГИСИ с успевшим блеснуть на «Золотой маске» спектаклем «Братья Карамазовы».
26 апреля
11 день фестиваля «Твой шанс» завершился. На сцене – студенты из Ярославля со спектаклем «Иудушка. Страсти» по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Два с лишним часа в ужасающем Головлеве с его хозяином, обуреваемым нешуточными страстями, а потом… страсти уже в зрительном зале. Актеров провожали стоя под несмолкаемые аплодисменты.
25 апреля
Выпускница театроведческого факультета ГИТИС — Аня Жук о спектакле «Бесприданница» Театральной школы Константина Райкина:
«Чистая и свободная декорация из белых прямоугольных рам-ширм открывает для зрителя текст Островского без примеси привычного штампа быта. Актёры не защищены, как это обычно бывает, выстроенной на сцене эпохой. Режиссёр Елена Бутенко-Райкина вскрывает символизм в тексте Островского “Бесприданница» и вынуждает тем самым актёров работать на пределе своих ещё почти детских возможностей последнего курса Высшей школы сценических искусств Константина Райкина.
Детство видится мне тем качеством актёра, потеряв которое в любом возрасте, актёр становится закрыт для развития. Мастерство же райкинцев говорит о них как об уже сформировавшихся профессионалах, способных выдержать и собственную роль, и работать на коллектив и замысел в целом. Удивляет индивидуальная работа с каждым героем, и ещё не потерянный дух студийности, что в сценах цыганского неистовства вызывает ощущение лёгкого, но отчеканенного почти вахтанговского карнавала.»
Высшая школа сценических искусств (Театральная школа Константина Райкина) на фестивале «Твой шанс» показала спектакль по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница». Режиссер Елена Ивановна Бутенко-Райкина и актеры спектакля на обсуждении рассказали подробности о жизни школы и поделились своими творческими мечтами. До встречи на следующих спектаклях фестиваля!
24 апреля
Театральный критик Мила Денёва о спектакле «Звезды на утреннем небе» Новосибирска:
Вне игры
«Время диктует смыслы. Когда Александр Галин в 1982 году писал остро-социальную пьесу о выселении «неблагонадёжных элементов» за 101-й километр на время Олимпийских игр в Москве, в языке ещё не было понятия «проституция». Как уже нет сегодня емкого «за 101-й километр». Во времени выцвела злободневность «Звезд на утреннем небе», оставив театру простор вневременной. Спектакль 4-го курса Новосибирского театрального института из бытовой мелодрамы к финалу вырастает в трагедию утопленных на дне жизни душ. Историю о возможности и ненужности воскрешения тех, кто своей жизнью уже доигрался.
Бывшая палата психбольницы на окраине во время Олимпийских игр призвана приютить на ночлег столичных путан разного возраста и квалификации. Деревянные ящики, в каких хранят овощи, — вместо стульев. Эмалированные тазы, звук падающих капель из рукомойника, тусклый свет не всегда работающей лампочки. Расхожий образ «дна». Художник-постановщик Любовь Бойкова оборачивает пространство в герметичный кокон из грязно-белых простыней — как в саван укутывает убогий «кукольный дом».
Примечательно, как молодые актрисы на протяжении спектакля от этой кукольности избавляются. Манерные, вопиющие в своей вульгарности, как в витрине, впервые выставляются они перед зрителем. Длинные голые руки, ноги, шеи, макияж — вызов, но и защитный раскрас. И как, в контакте или в конфликте, постепенно с них сползает эта броня, оголяя в них человеческое. От лихой ли затрещины по лицу — хозяйка барака Валентина знакомится с нежеланной невесткой Марией, от букетика ли полевых цветов — Лоре от почти блаженного физика Саши (актер Владимир Иноземцев — фамилии в унисон — играет его сущим князем Мышкиным)
В этой студенческой работе по местам расставлены все общепринятые «Галинские» координаты: и «ретро» сентиментальность (из радиоприемника — «Как прекрасен этот мир»), и очевидные библейские параллели. Режиссёр-педагог Сергей Афанасьев компромиссы исполнительские компенсирует постановочными метафорами больших смыслов. Христианские мотивы пьесы, так добросовестно выводимые в спектакле студентами-актёрами, в итоге стекаются к кульминационной сцене-омовению. Ополовиненный крест, коим преображаются деревянные балки в основании сценографии, у креста — белое побитое тельце, оголенное до белья. В узнаваемой позе распятия раскинуты руки обмываемой товарками Маши — которая теперь уж точно Мария. Омовение как крещение? Или омовение к погребению? В финальном вопле отчаяния ответ на этот вопрос.
Встречать шествие факелоносцев-олимпийцев обитатели барака выходят лицом к лицу со зрителем — актеры у края сцены на расстоянии вытянутой руки. Разрозненные крики приветствия огню чужих жизней сливаются в оглушающий, ужасающий хор. Так, должно быть, кричат несчастные на борту тонущего корабля, завидев вдали другой. В вопле отчаяния — немой призыв героев «Зажги и мой огонь! Заметь, приди, спаси!». Но через секунду — это уже крик прощания: «Доживите за нас, долюбите. Честными, чистыми, чуткими». Огни несутся к Олимпийским играм столицы. Мимо тех, кто навсегда — вне игры.»
Анна Старикова о спектакле «Урок дочкам» из Самары:
«Жанр водевиля – это немного забытый театральный жанр, блиставший на российской сцене в 18 веке. Среди водевилей есть настоящие знаменитости, такие как «Муж в дверь, жена в Тверь» или же «Лев Гурыч Синичкин», однако же, спектакль Самарской областной академией Наяновой был поставлен водевиль «Урок дочкам» за авторством Ивана Васильевича Крылова, что особенно удивительно, ведь изначально эта пьеса водевилем не являлась. Специально для постановки были придуманы куплеты на основе текста произведения и сочинена аранжировка. Со сцены нам рассказали историю, в которой говорится не о возвеличивании чужой культуры, а о презрении и пренебрежении собственной. В простой, смешной, задорной форме с залихватским духом и молодой энергией со сцены было показано очень поучительное зрелище в духе знаменитых басен Крылова.»
Сегодня на «Твоем шансе» особенно насыщенный день – в программе фестиваля сразу два региональных спектакля. В 19.00 студенты Самарской государственной областной академии Наяновой показали спектакль «Урок дочкам» по комедии легендарного баснописца Ивана Крылова. Уже через два часа зрители из начала XIX века перенеслись в 1980 год, в период активной подготовки к проведению Олимпиады, о котором повествовал спектакль «Звезды на утреннем небе» по одноименной пьесе знаменитого советского драматурга Александра Галина в исполнении студентов Новосибирского государственного театрального института. После таких путешествий в пространственно-временном континууме нельзя не согласиться, что машина времени давно открыта и имя ей — «Театр».
23 апреля
Анна Старикова о спектакле «Возможность острова» из Германии:
«Спектакль «Возможность острова» молодого немецкого режиссера Даниэля Кунце основан на произведении французского автора Мишеля Ульбека с аналогичным названием. Тяжелый роман «не для всех» о стареющем мужчине, пребывающем в так называемом «кризисе среднего возраста» и страдающем от ощущения неминуемо приближающейся смерти, был достаточно ощутимо переработан. От романа в спектакле остались темы: о людских взаимоотношениях, построенных на экономической модели; о тотальной утрате религии и религиозности; о возможном сценарии будущего, где место осмысленного существования осталось только клонам когда-то правящей элиты.
«Возможность острова» это попытка найти утопию не смотря ни на что.
К сожалению, без прочтения романа смысл спектакля остается величайшей тайной. Из романа «не для всех» режиссер сделал спектакль «ни для кого».»
9-й день фестиваля и спектакль «Возможность острова». Сложный многослойный текст Мишеля Уэльбека глазами молодого режиссера Даниэля Кунце и студентов Университета искусств Фолькванг. Смелый выбор материала был оценен: спектакль приняли! Особенно приятно, что на спектакле и дискуссии присутствовал директор Гёте-Института д-р Рюдигер Больц, который сказал теплые слова в адрес создателей спектакля и организаторов фестиваля.
22 апреля
Молодой театральный критик, студентка магистратуры театроведческого факультета ГИТИС — Зоя Бороздинова о спектакле «Двенадцатая ночь» актерской школы Марианджелы Мелато при Театре Стабиле из Италии:
«Полная остроумных реплик, неожиданных поворотов сюжета, путаницы и обманов, шекспировская «Двенадцатая ночь» появляется на сцене не слишком часто. Молодые итальянские актёры не испугались сложностей, присущих жанру комедии, и поставили спектакль, полный влюблённостей, шуток и музыки. Облачённые в современные костюмы, босоногие актёры прыгали, кувыркались, гримасничали на почти пустой сцене (из декораций — белая простыня задника да простой деревянный стол). Среди всей этой разношерстной, но неизменно весёлой компании был только один по-настоящему мрачный персонаж — выбеленным лицом похожий на вампира Малволио. С ним сыграли жестокую шутку, вызывающую жалость и сочувствие к оскорблённому мажордому. Но эта сцена — всего лишь один из эпизодов карнавального зрелища.
Итальянцы прочли «Двенадцатую ночь» как оду молодой, полноценной, радостной жизни. Поэтому и меланхоличная песня шута Фесте в финале им оказалась ненужной.»
Выпускники актерской школы Марианджелы Мелато при Театре Стабиле из Италии показали спектакль по комедии Шекспира «Двенадцатая ночь» на фестивале «Твой шанс». В обсуждении спектакля принял участие знаменитый шекспировед — Алексей Вадимович Бартошевич. Иностранная программа торжественно открыта! Завтра эстафету примут студенты из Германии.
В Боярских палатах СТД состоялся мастер-класс по театральной фотографии Михаила Гутермана:
21 апреля
В рамках фестиваля «Твой шанс» прошел гала-концерт по сценическому фехтованию «Серебряная шпага»:
В Боярских палатах СТД состоялась творческая встреча с художником Алексеем Кондратьевым «Вещие сны сценографии»:
20 апреля
«ТВОЙ ШАНС» для молодых театральных критиков!
Рецензия студентки театроведческого факультета ГИТИС Натальи Солововой на спектакль «Собачье сердце. Чудовищная история» (курс С.В. Женовача, ГИТИС):
«Не 20-ые годы в Москве, а где угодно и когда угодно. Минималистичное функциональное пространство. Преображенский здесь — скользкий тип, а Шарик и Шариков — оба — существа симпатичные, они вызывают сочувствие. Но это не типичная вульгарно-социологическая интерпретация, которую некогда активно педалировала критика. В пространстве спектакля нет и намека на социализм, нет разделения на пролетариев и интеллигентов.
Если в начале мы видим историю глазами собаки (точь-в-точь как у Булгакова в первой главе), то затем режиссер ювелирно меняет оптику, и история существует уже как бы объективно — от третьего, авторского лица.
Режиссер и артисты нашли в Шарикове любовь, пусть «шариковскую», искривленную, но все-таки — это интересно… Где еще вы видели, чтобы булгаковский недочеловек любовно кутал ноги машинистки в свой пиджак и целовал их?..
Концептуально работа спорная, но почему бы не поспорить о Булгакове, который жив (и спектакль это утверждает!) и который распахнут для интерпретаций?..»
Завершился пятый день «Твоего шанса»! На одном из самых ожидаемых спектаклей фестиваля «Собачье сердце. Чудовищная история» в постановке студента 4-го курса ГИТИСа (мастерская С.В. Женовача) Айдара Заббарова полный аншлаг! Тем не менее, дипломная работа вызвала бурную дискуссию. Жаркое парирование продолжится завтра в 19.00 на гала-концерте по сценическому фехтованию «Серебряная шпага» — вход свободный для всех желающих!
19 апреля
Сегодня на сцене Театрального центра СТД РФ «На Страстном» прошел спектакль «Прошлым летом в Чулимске» Колледжа под руководством Олега Табакова. Учащиеся колледжа не в первый раз принимают участие в фестивале «Твой шанс» наряду со студентами сильнейших мировых театральных вузов, и, надо признаться, ни в чем не уступают.
18 апреля
Традиционные дискуссии после спектаклей фестиваля «ТВОЙ ШАНС» — возможность для молодых театральных критиков проявить себя в таком нелегком жанре, как живое обсуждение спектакля. Вчера обсуждение спектакля «Безотцовщина» студентов Школы-студии МХАТ вела и написала экспресс-рецензию студентка четвертого курса театроведческого факультета – Александра Краско:
«Курс Евгения Писарева с триумфом показал на фестивале «ТВОЙ ШАНС» спектакль «Безотцовщина» по ранней пьесе Чехова.
Вместе с режиссером Евгенией Дмитриевой выпускники сочинили жесткий, современный спектакль о губительной страсти, которая свойственна молодым людям. Режиссер раскрывает свой замысел через артистов, позволяя каждому проявить свою яркую индивидуальность и одновременно раскрыть сущность своего персонажа.
Актерская игра строится на контрапунктах, соединяя комическое с трагическим, актер становится оголенным нервом всего действия.
На фоне минимальных декораций (на сцене только скамейки и свисающие с колосников бумажные светильники) разворачивается смертельная борьба за обладание женщиной. Всё действие сосредоточено вокруг главного сердцееда – Платонова (блистательная игра Евгения Кутянина) – бесхребетного и слабого любовника, не способного взять ответственность за свои чувства. Выстрел в Платонова в финале спектакля станет расплатой за жестокие игры с самым опасным существом – женщиной. Комедия Чехова превращается в трагифарс и вплотную сталкивает чеховских героев с нашим негероическим временем.»
Курс Евгения Писарева (Школа-студия МХАТ) с большим успехом показал спектакль «Безотцовщина» по первой пьесе Антона Павловича Чехова. Режиссёр Евгений Марчелли о дипломной работе студентов Школы-студии:
17 апреля
«ТВОЙ ШАНС» ДЛЯ МОЛОДЫХ КРИТИКОВ
Публикуем краткий обзор спектакля ТИ им. Бориса Щукина «Сэлинджер» от студентки театроведческого факультета ГИТИС Анастасии Казьминой:
«Спектакль режиссера Валентина Стасюка и студентов Театрального института имени Бориса Щукина «Сэлинджер» — яркая, насыщенная и динамичная постановка об Америке 40-х годов, о судьбе потерянного поколения и писателя Джерома Сэлинджера. Живая музыка: фортепиано, ударные, саксофон, гитара; задорные танцы середины века, -все это держит спектакль в жестком ритме, атмосфере эйфории и непринужденности золотой молодежи. Актеры прекрасно существуют в пространстве кабаре, джаза и даже брехтовских зонгов. Но как только музыка затихает — движение останавливается, у актеров на время будто уходит источник энергии. Вероятно поэтому сцены о войне и некоторые диалоги оказались менее удачными и целостными. Персонаж, который соединяет все эпизоды и сюжеты спектакля — сам Сэлинджер. Задумчивый и светло-печальный Кирилл Парастаев наполняет, на первый взгляд, лёгкий спектакль грустью и мыслью. Элегантные уточненные девушки в платьях того времени делают спектакль красивым и нежным. Эта изысканность разрушается только в те моменты, когда актрисы, играющие американок, переходят на типично русские интонации и акценты, как в сцене телефонного разговора матери и дочки.
Ключевая сцена в спектакле — диалог двух выпивающих подруг о погибшем на войне молодом человеке. Несмотря на то, что актрисы слишком нарочито играют пьяное состояние, именно в этой сцене ощущается глухая боль и отчаяние послевоенного поколения. Из этого эпизода вырастает финальный выстрел, оставляющий зрителей один на один с проблемами войны и творчества, любви и взаимопонимания, отчаяния и возможности счастья.»
17 апреля в насыщенной программе XIII Московского международного театрального фестиваля «ТВОЙ ШАНС» блистала дипломная работа «Сэлинджер» Театрального института имени Бориса Щукина. Дискуссию после спектакля провел директор Театрального центра СТД РФ «На Страстном», но авторитетный блиц-опрос не заставил студентов растеряться, ведь Михаил Васильевич сделал заманчивое предложение, какое именно – узнаете в следующем сезоне!
16 апреля — открытие Московского международного фестиваля студенческих и постдипломных спектаклей «Твой шанс»!
Долгожданное открытие XIII Московского международного театрального фестиваля студенческих и постдипломных спектаклей «ТВОЙ ШАНС» состоялось сегодня в Театральном центре СТД РФ «На Страстном»! В «Боярских палатах СТД» открылась Выставка молодых театральных художников имени Олега Шейнциса, Саратовский театральный институт представил спектакль по пьесе Лопе де Вега «Собака на сене». Но это только начало — впереди две недели фестиваля, насыщенные яркими событиями!
До старта фестиваля осталось совсем чуть-чуть!
В 6 вечера открываем выставку, в 7 приветствуем на сцене студентов из Саратова со спектаклем «Собака на сене»!
Встречаемся во дворе «Страстного» у диджея!