6 июня. День шестнадцатый
16й день «Театрального ПТУ» начался со встречи со специалистами компании «ДОКА-Центр». Технический директор компании Анатолий Айрапетянц рассказал участникам проекта о собственном многолетнем опыте реконструкции театров. Можно долго говорить о технологиях и современных разработках в области оснащения театральных площадок, но главное в реконструкции даже не то, насколько современным будет оборудование, — главным всегда будет удобство его использования и его соответствие тем задачам, которое оно призвано выполнять в каждом конкретном театре. Именно поэтому красной линией сегодняшней утренней беседы стала мысль о том, что завпост или начальник цеха всегда должен участвовать в разработке технического задания и в самом процессе реконструкции – именно ему и его сотрудникам потом на новом оборудовании работать еще долгие годы.
Маргарита Белоусова, руководитель отдела материалов и сценического дизайна компании «ДОКА Центр» и ее коллега Альфредас Таурас показали участникам «ПТУ» современные сценические материалы во всем своем многообразии – различные виды сеток, прозрачных, полупрозрачных и непрозрачных тканей, линолеумы и даже пленки, с помощью которых на сцене можно сымитировать зеркало, неотличимое от настоящего! А после лекции любой желающий мог посмотреть и потрогать специально привезенные компанией образцы материалов и проверить их характеристики на практике.
Переоснащение театра часто предполагает установку современного проекционного оборудования. Андрей Манкос, директор по развитию бизнеса BARCO, представил проекционную технику, используемую в самых разнообразных областях творчества, рассказал об особенностях эксплуатации проекторов BARCO и систем обработки и вывода видеосигнала на проектор, а также показал возможности специального программного обеспечения, предназначенного для управления видеопотоками.
Практикум со световым оборудованием – отличное завершение учебного дня! Технический специалист Licht-Technik Фолькер Нойланд не только подробно рассказал об особенностях и преимуществах моторизованных лир, скроллеров и шаттеров, которые можно кастомизировать под абсолютно любой прибор, но также дал участникам убедиться на практике в высокой надежности представленных устройств и в простоте их использования.
5 июня. День пятнадцатый
Каждый день участники Театрального ПТУ знакомятся не только с техническими новинками, но и с театральными площадками Москвы. Мы уже были в Электротеатре Станиславский, в Большом театре, в МХТ им. А.П. Чехова, а сегодня пришло время восхищаться Новой сценой Московского театра Олега Табакова. Начав с впечатляющей презентации технических особенностей сцены, представители каждого цеха, под руководством заместителя заведующего художественно-постановочной частью Сергея Аникина, продемонстрировали все тонкости, нюансы, преимущества площадки. Денис Гришин, начальник электроосветительного цеха Новой сцены Театра Олега Табакова, провел участников по всему театру и рассказал о плюсах и минусах светового оборудования.
Александр Зайцев, заведующий звукоцехом, продемонстрировал все возможности и особенности акустической системы Новой сцены, в частности, рассказал о системе виртуальной акустики — достаточно новой театральной технологии, которой похвастаться может далеко не каждый театр. Иван Рамазанов, начальник цеха механического оборудования, устроил полноценный смотр площадки со всеми особенностями представленной на ней механики.
После экскурсии участников ждал практикум по применению новых технологий в сфере света. Игорь Чернитори, менеджер по экспорту Techlumen, поведал участникам историю компании, представил современные виды диммеров и прожекторов, подходящих для сцены, студии и любой иной площадки, где требуются яркость и гибкость цвета. Игорь также наглядно показал работу уникальных светильников, большинство из которых работает на дистанционном управлении без использования проводов, что существенно облегчает их использование. А поскольку приборы представлены тут же, на сцене Театрального центра «На Страстном», участники смогли освоить работу с ними и непосредственно на практике.
Пятнадцатый день проекта завершился ещё одним практикумом, на этот раз участников «Театрального ПТУ» познакомили с продукцией семейства Nanopix производства австрийской LDDE. Менеджер по международным продажам компании, Питер Дурстбергер, рассказал о том, как разрабатывается данное оборудование и показал примеры использования рамповых и циклорамных диодных приборов Nanopix. Участники сами протестировали оборудование, ознакомились с управлением цветом и диммированием приборов Nanopix и узнали, что, даже если вдруг откажет один из прожекторов циклорамы, заливка все равно останется почти однородной.
4 июня. День четырнадцатый
Утро четырнадцатого дня пятой сессии проекта началось с сессии Q&A с художником по свету Евгением Ганзбургом, который знает все о работе в самых различных по масштабу и жанру российских театрах. Участники задали Евгению Леонидовичу самые наболевшие вопросы о взаимодействии художника по свету с режиссером, сценографом, зрителем и, конечно же, заведующим художественно-постановочной частью театра, в котором выпускается спектакль. Почему тень в спектакле так же важна, как свет? Как убедить актера встать в предназначенный специально для него луч? Каким образом рампа может преобразить декорацию? Сколько измерений есть у света в спектакле?
Если свет — это организованное чудо, то сегодня на «Театральном ПТУ» на все эти вопросы ответил один из главных волшебников сценического света нашей страны.
После короткого перерыва мы плавно перешли от магии к физике — инженер-электронщик компании Techlumen Виктор Михеев в подробностях рассказал и показал на схемах и графиках устройство и работу различных компонентов диммеров, а также перечислил плюсы и минусы диммеров, существующих на нашем рынке. Теперь при выборе диммерных стоек у участников ПТУ точно не возникнет проблем с расшифровкой аббревиатур в их технических характеристиках!
А завершили насыщенный учебный день авторы курса 3D-проектирования в программе Sketch Up Валерий Фирсов, художник театра, кино и телевидения, доцент факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ, и Максим Железняков, главный художник Калужского драматического театра и педагог Школы-студии. Мэтры театрального проектирования познакомили участников с возможностями программы и показали, как с помощью рулетки и фотоаппарата получить 3D-модель нужного пространства. Участники так вдохновились практикумом, что уже сейчас начали рисовать в Sketch Up модели своих театров!
3 июня. День тринадцатый
Участники «Театрального ПТУ» снова встретились с художником по свету Большого театра Еленой Древалевой, только на этот раз, чтобы узнать все подробности создания оперы «Бал-маскарад» в постановке Давиде Ливерморе. Подготовка премьеры в Большом обычно занимает год, ведь необходимо понять идею художника и прочувствовать атмосферу, которую он хочет передать в своем спектакле.
После рабочих встреч, на которых согласовывают эскизы спектакля по сценам — от элементов интерьера и освещения декораций до форм лампочек в люстрах, — формируется техническое задание, и начинается работа по воплощению задуманного спектакля.
Затем участники отправились на экскурсию в МХТ им. А.П.Чехова. Заведующая постановочной частью Основной сцены Надежда Быханова подробно рассказала о реконструкции театра, о новой механике сцены и световом оборудовании. Участники побывали на Основной, Малой и Новой сценах, посмотрели подъемно-опускные площадки, прошлись по закусью, заглянули на склад и в машинный зал, полностью изолированный от колосников. Там завпосты узнали все о верхней механике Основной сцены и «умных» лебедках и задали интересующие их вопросы.
После экскурсии участники прослушали лекцию технического специалиста отдела продаж компании ETC Владимира Крайнова о сетях и протоколах управления театральным освещением. Что из себя представляют цифровые протоколы? Часто ли мы встречаемся с сетями в повседневной жизни? В чем разница между DMX, RDM и Ethernet, как они работают? Возможна ли коммуникация между пультом и оборудованием, которые поддерживают разный протокол? Владимир ответил не только на эти вопросы, но и предсказал, как будет развиваться сетевое оборудование в ближайшем будущем.
Но самое интересное ожидало завпостов на практикуме. Тренер по сетевым технологиям Дмитрий Драгунов и другие специалисты компании ETC продемонстрировали удаленную работу по протоколу OSC не только звуковых и световых устройств – на наших глазах по нажатию волшебной кнопки на пульте замигал диодами, «заиграл» в колонках и открылся — холодильник! Сколько еще можно полезного придумать, чтобы упростить жизнь? А самое приятное то, что мы ограничены только своей фантазией. Вот что значит подключиться к правильному протоколу!
2 июня. День двенадцатый
Сегодня участники «Театрального ПТУ» убедились в том, что Большой театр действительно большой, побывав в знаменитом Императорском фойе, величественном зале, на исторической сцене и даже в театральном подземелье. Художник по свету Большого театра Елена Древалева рассказала об особенностях светового комплекса театра и показала то, что не каждый зритель сможет увидеть: зал для репетиций балета, Бетховенский зал-трансформер и подземный склад объемных декораций. Это же не театр, а театральный город, где постоянно кипит работа!
Затем специалист лаборатории спецэффектов SP_FX Дмитрий Симкин посвятил участников и вольных слушателей в специфику работы пиротехника. Дмитрий рассказал о специальных сценических условиях, при которых в театре может гореть не только свеча, но и полыхать настоящий костер. Завпосты узнали, как проходит нормативно-технический совет, какие документы нужно подготовить, чтобы получить официальное разрешение на проведение сколько-нибудь опасного спецэффекта, и каких основных противопожарных норм нужно придерживаться.
А в завершение дня Борис Волков — художник по свету, ведущий программы «Люди света», менеджер образовательных программ Robe Lighting и человек, который уверен, что будущее сценического освещения за светодиодами, — рассказал участникам о характеристиках и функционале современного светового оборудования. Борис представил нашему вниманию световое оснащение Большого театра России, МХТ им. А.П. Чехова и Государственного Кремлевского дворца, а затем и собственный проект идеального универсального театрально-концертного зала, в котором диоды могут заменить галогеновые приборы в любой их функции.
1 июня. День одинадцатый
Первый день лета для участников «Театрального ПТУ» начался с лекции Владимира Разоренова на одну из наиболее важных и актуальных в последнее время тем — пожарной безопасности. Владимир рассказал, как за сорок лет его службы изменились организация, требования и отношение к пожарной безопасности, и как сейчас должна быть устроена система пожарной безопасности в театре.
В 14:00 главный художник по свету театра «Ленком» Евгений Виноградов рассказал об этапах работы над световым паспортом спектакля. Вот какого плана должен придерживаться художник по свету, чтобы его спектакль сохранился в «первозданном» виде:
· проанализировать эскизы и макеты, полученные от творческой группы,
· получить от театра чертежи и планировочные схемы,
· составить техническое задание,
· воплотить идеи в жизнь,
· записать световую партитуру и оформить световой паспорт спектакля.
Каждый из этапов он проиллюстрировал реальными примерами документации к световому оформлению спектаклей, которые выпускал как художник по свету в различных российских и европейских театрах.
А в завершение учебного дня специалист технической поддержки MA Lighting в России Евгений Каменский поведал историю создания компании, рассказал о существующих системах управления сценическим светом MA Lighting и о радикально новой платформе управления освещением с расширенными возможностями — grandMA3.
31 мая. День десятый
Десятый день «Театрального ПТУ» был полностью посвящен театральному звуку.
Сегодня участники смогли задать интересующие их вопросы о гастрольной адаптации спектакля «Встреча (The Encounter)» Саймона Макберни техническому директору фестиваля «Золотая маска» Михаилу Удовиченко.
Затем звукорежиссёр компании Stage Entertainment Russia Михаил Соколик рассказал о жанре мюзикла, тонкостях планирования выпуска спектаклей и наглядно показал завпостам, что происходит за пультом звукорежиссёра во время спектакля.
В 14:00 технический специалист компании «Арис» Евгений Шуев провел лекцию о коррекции акустических свойств зала, моделировании систем звукоусиления и звукоизоляции.
После небольшого перерыва завпосты-участники встретились с Александром Солоухиным и Борисом Степаненко, сотрудниками компания d&b audiotechnik, которая является одним из лидеров по производству акустических систем и электроники высшего класса. Свою философию компания определяет как «демократия для слушателей». Это значит, что право на одинаково хороший звук имеют все зрители – сидящие и в партере, и на галерке.
В завершение дня с лекцией выступил Игорь Гайдаров, инженер комплексных технических решений компании Shure, которая производит профессиональные и бытовые микрофоны и наушники. На лекции завпосты обсудили акустические свойства зала, количество открытых микрофонов и их расположение. Кажется, «прокачка» по звуку удалась!
30 мая. День девятый
Сегодня участники сессии встретились с художником по свету, региональным менеджером по продажам Philips Entertainment в Восточной Европе и России, Аланом Лаксфордом.
Алан познакомил завпостов с историей компании Philips Lighting, которая является мировым лидером в сфере сетевых светодиодных систем освещения, описал преимущества и характерные черты светодиодных прожекторов и телевизионных приборов, а также проиллюстрировал на практике работу каждой из представленных моделей светодиодного оборудования.
Инженер-электронщик компании Techlumen Виктор Михеев раскрыл особенности различных типов светодиодов и их сборки, уделив большое внимание диодам с разным спектром и сроку их использования, а также рассказал об особенностях фильтров для диодных приборов.
Компания Epson уже более 17 лет занимает лидирующую позицию среди производителей струйных, матричных и лазерных принтеров, а также проекционного оборудования.
Юлия Сидорова представила вниманию завпостов спектр широкоформатного печатного оборудования и обосновала преимущество появления собственной мини-типографии в театре — это позволило бы создавать костюмы для актеров, реквизит для спектаклей и элементы оформления интерьера в театре.
Следующим выступил Сергей Епихин с презентацией проекционного оборудования, подчеркнув важность его использования для создания мультимедийных декораций на заднике сцены. В финале лекции Сергей наглядно продемонстрировал работу проекторов Epson и ответил на вопросы участников.
29 мая. День восьмой
Галина Журова, с которой участники «Театрального ПТУ v.5.0» познакомились еще вчера, сегодня рассказала об опыте паспортизации спектаклей в Большом театре. Мало кто задумывается над этим, но ведь паспорт нужен не только для правильного проведения спектаклей или возобновления старого репертуара, а еще и для сохранения культурного наследия. Удивительно, как серьезно и педантично в Большом относятся к хранению паспортов — технические документы, согласовав и утвердив в бумажном виде, отцифровывают и размещают в электронной среде, где с ними может ознакомиться работник любого цеха.
Основатель и руководитель компании Niethammer Lichttechnik Марио Шпренгель продемонстрировал возможности прожекторов, которые уже давно завоевали популярность в крупнейших театрах Европы. Если в начале XX века Lichttechnik специализировалась на производстве простых систем электропитания, то сейчас они могут похвастаться высококачественными, при этом тихими и энергоэкономичными светодиодными прожекторами. Участники «Театрального ПТУ» даже испытали на практике работу всего представленного оборудования!
Одна из основных причин установления светодиодных устройств – это экономия энергии. Но нет технологий без недостатков: мало того, что белый свет в приборах разных производителей отличается друг от друга, так еще неправильное использование светодиодного оборудования может привести к ухудшению здоровья рабочих сцены и актеров. Марио подробно разобрал методы защиты от излучения в синем и голубом спектре и рассказал об европейских стандартах безопасности.
В завершении учебного дня технический директор Евгения Гришковца поделился своим опытом работы на гастролях и обсудил с завпостами насущные проблемы, с которыми ему приходилось сталкиваться на новых сценических площадках. С чего начинаются гастроли, как должен выглядеть технический райдер, что и с кем нужно обговаривать в первую очередь – на эти и многие другие вопросы ответил Максим Чепиль.
28 мая. День седьмой
Седьмой день сессии начался для завпостов в самом известном театре России – Большом. Начальник отдела подготовки спектаклей и технической документации Галина Журова поделилась собственным опытом 3D-визуализации и показала примеры компьютерного моделирования к знаменитым операм Большого театра. Благодаря Lightconverse, постановочная и художественная части сокращают репетиционное время, продумывая и рассчитывая в программе всевозможные нюансы: расстановку декораций, световые партитуры, видеопроекцию и смены мизансцен. Сейчас для Большого театра визуализация – самая важная часть в подготовке спектаклей, и уже непонятно, как без нее обходились раньше?
В 14:00 технический директор «МедиаСетт» Оганес Мартиросян-Рояк вместе с руководителем проектов «United 3D Labs» Игорем Петруниным рассказали о том, как удивлять современных зрителей, избалованных прогрессивными технологиями. С завпостами-участниками поговорили о плюсах и минусах использования светодиодных и голографических экранов, шлемов виртуальной реальности и панорамной проекции.
Затем лекторов сменили Ян Калнберзин и Полина Бахтина. Видео-, медиахудожник, автор видеомэппинга к многочисленным драматическим и хореографическим спектаклям и театральный художник, иллюстратор, преподаватель Британской высшей школы дизайна рассказали о взаимодействии видеомэппинга и сценографии в хип-хопере «Орфей и Эвридика». Древнегреческий миф о великой любви превратился в рэп-батл, который сопровождался невероятно красивой сценографией в зале Tesla на 4000 человек. Чем вдохновлялись художники и как проходила работа над этим масштабным проектом, сегодня и узнали наши участники.
27 мая. День шестой
Сегодня в фойе Театрального центра мы снова встретились с деканом факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ Ольгой Неволиной, но говорили уже о характеристиках, свойствах и аналогах материалов, которые используются в производстве декораций.
Основная задача в театральном проектировании – совмещение легкого веса и высокой прочности декорационного материала. При этом нельзя забывать о художественных задачах творческой команды, экономичности и удобстве в эксплуатации материалов, и непременно – их безопасности и негорючести.
Вторая лекция сегодняшнего дня была посвящена современной механике сцены как в условиях драматических и оперных театров, так и на многофункциональных концертных площадок. Специалист компании Sistema Андрей Купцов на примерах знаковых для компании работ познакомил завпостов с последними разработками в этой области: от штанкетов, лебедок и люков-провалов до комплексных систем управления. И, кажется, убедил завпостов в том, что по части театральной автоматизации нет ничего невозможного.
«Театральное ПТУ» не ограничивается лекциями и практикумами — сегодняшний вечер участники провели в театре «Мастерская П.Н. Фоменко» на знаменитом спектакле Саймона Макберни «Встреча (The Encounter)». Как звуковые потоки могут влиять на восприятие и заставлять чувствовать то, чего на самом деле нет, — вот над чем придется подумать завпостам.
Выдающийся спектакль был сыгран в последний, 323-й раз, что с одной стороны, не может не огорчать, а с другой — радовать возможностью «запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда».
26 мая. День пятый
Пятый день летней сессии начался со знакомства участников с Екатериной Мочёновой. Главный технолог РАМТа рассказала о важности правильного и подробного оформления документов для выпуска новых спектаклей.
Первое правило, которого должны придерживаться завпосты: художнику нужно показать сцену до того, как он возьмется за проект, а затем обязательно предоставить технический паспорт площадки. Это необходимо, чтобы избежать экстренных корректировок при приемке макета – на практике это бывает сплошь и рядом.
Екатерина перечислила и показала документы, которые постановочная команда должна предоставить театру; рассказала о том, что необходимо обговаривать на технических и художественных совещаниях, как составляется монтировочная опись и что требуется для запуска производственного процесса. И все это — только начало подготовительной работы, а сколько еще предстоит сделать, чтобы выпуск состоялся! Это и узнали вольные слушатели и участники проекта.
Не менее важную тему осветила декан факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ Ольга Неволина, подробно рассказав завпостам о правилах и нюансах оформления чертежной документации к спектаклю. Участники узнали, чем отличаются и для чего предназначены различные типы чертежей, какой шрифт в Autocad соответствует ГОСТу, какие условные обозначения облегчат взаимопонимание художника, постановочной части и производства и какие чертежи обязательно должны быть в техническом паспорте.
25 мая. День четвертый
Сегодня участники «Театрального ПТУ» отправились на практикум в знаменитые мастерские Большого театра. Главный технолог Ольга Cмирнова провела увлекательную экскурсию для завпостов, рассказав о предназначении каждого из цехов огромной театральной фабрики.
Знакомство мы начали с монтировочного цеха, где сейчас готовят декорации к чемпионату мира по футболу. Цех полностью повторяет размер главной сцены театра и удобен тем, что здесь можно менять угол наклона пола от 3 до 7 градусов, как и на планшете сцены Большого. Кстати, контейнеры с декорациями тут автоматически въезжают и направляются в нужный отсек — вот до чего техника дошла! Но на этом удивительное путешествие в мир воплощения театральных идей не закончилось: завпосты увидели, как происходит роспись задников сцены, побывали в токарных и слесарных цехах, в бутафорной, световой и других мастерских. Фантастика, что в одном здании находятся все возможные станки, технологии и специалисты, а задачи решаются любого уровня сложности.
К захватывающей экскурсии по производственным цехам Большого театра присоединился и художник по свету Евгений Ганзбург, чью лекцию можно послушать «На Страстном» 4 июня в 11:00.
А уже через пару часов после завершения экскурсии в мастерских Большого театра участники-завпосты оказались в «Сценическом портале» Леонида Керпека, где проектируют и создают декорации любой сложности для фильмов, спектаклей, концертных программ и даже Олимпиады.
Роман Иванов, коммерческий директор «Портала», уверяет, что для этой мастерской нет неразрешимых задач — они с азартом и вдохновением подходят к воплощению иногда совсем невероятных идей заказчиков. Вот, например, для «Астана Опера» здесь недавно сделали мобильный одиннадцатиметровый водопад — и это далеко не предел возможностей мастерской.
Помимо собственно производста на территории «Сценического портала» расположен небольшой декорационный склад, а рядом со складскими контейнерами, под навесом, стоит любопытный реквизит: BMW 1936 года выпуска, Чайка примерно того же «возраста» и трактор с электродвигателем. Последний иногда можно увидеть на сцене театра Оперетты в комедии «Любовь и голуби».
Благодарим Леонида Керпека, Романа Иванова и их коллег за радушный прием, за возможность задать волнующие вопросы и увидеть всю «кухню» мастерских изнутри.
24 мая. День третий
Сегодня на «Театральном ПТУ» день высоких технологий в мире театра и шоу — Виктор Шопин, специалист по работе с Lightconverse 3D ShowPlatform, CatalystMediaServer, световыми консолями семейства HOG и другими системами управления прочитал лекцию и провел практикум по визуализации и синхронизации.
Человек воспринимает большую часть информации благодаря визуализации, и прежде чем создавать какой-либо проект, нужно мысленно представить то, каким он будет, а уже потом от образов переходить к созданию компьютерных моделей. Компьютерные модели позволяют сократить время на подготовку спектаклей на площадке, предсказать возможные технические проблемы и найти пути их решения задолго до монтажа.
Наиболее удобной программой для создания визуализации крупных шоу Виктор считает Lightconverse, так как погрешность совпадения виртуального макета с реальными объектами – подумать только — не превышает двух миллиметров.
Еще один важный прием для ускорения и оптимизации работы в подготовке спектаклей – это синхронизация. Именно она повышает зрелищность шоу за счет точного согласования звука, света и видеоэффектов, привязанных строго ко времени.
На практическом занятии Виктор доказал участникам, как легко и просто можно передать звук между любыми мультимедийными устройствами без кабелей и переходников! «Чудо», – подумаете вы, «Dante», – ответит Виктор. Для передачи цифровых данных не требуется дополнительное оборудование, а сама программа совместима со стандартными маршрутизаторами, что позволяет сэкономить кучу времени и денег! Кроме этого, участники познакомились с программой Vectorworks, которая изначально разрабатывалась для моделирования зданий и сооружений, а сейчас используется для проектирования театральных пространств и спектаклей.
23 мая. День второй
Второй день образовательного проекта начался с практикума-экскурсии под руководством Натальи Авдониной, заведующей постановочной частью одного из самых модных и современно оснащенных театров — Электротеатра Станиславский. Наталья рассказала участникам «Театрального ПТУ» о жизни Электротеатра после реконструкции, а ее результаты, уж поверьте, не могут не впечатлить.
Например, сейчас в театральном фойе можно не только выпить кофе, но и увидеть спектакли и фильмы, послушать лекции, посетить перформансы и театральные выставки.
Завпосты-участники нашего проекта побывали на монтаже спектаклей театра: «Чайки» в зале-трансформере и оперы «Маниозис» на малой сцене.
Обычно монтаж спектаклей в Электротеатре занимает пару дней, но грамотное планирование и составление графиков на месяцы вперед позволяют театру поддерживать и расширять свой богатый репертуар.
В пошивочном цехе, где прямо сейчас кипит работа по подготовке костюмов к Платоновскому фестивалю, мы завершили первый практикум проекта.
Учебный день продолжился уже в Театральном центре, где заместитель художественного руководителя по художественно-постановочной части театра имени Пушкина Александр Соломин поделился со слушателями своим опытом разработки технических паспортов к спектаклю.
Зачем нужен паспорт спектакля? А его составление — не пустая ли это трата рабочего времени?
Но каждый завпост знает, что паспорт — один из основных документов, которые существуют для сохранения спектакля на родной сцене и воссоздания на чужой. Паспорт включает в себя буквально всю информацию об эксплуатации спектакля, от исходных эскизов художника, актов пожарной безопасности и технической видеозаписи до фотографий каждой перемены декораций, каждого светового перехода, графиков монтажа и трехмерных моделей.
Александр Соломин не только рассказал о принципах составления этих документов, но и показал образцы, на которые нашим участникам стоит равняться.
Мюзикл — один из самых сложных жанров для гастрольной адаптации спектакля. Именно на их примере Александра Козырева, технический директор мюзиклов с четырнадцатилетним опытом работы, наглядно и с юмором продемонстрировала задачи технического директора при переносе спектакля на другую площадку. И главная из этих задач — проявить чудеса креатива и находчивости. Например, как осуществить перемену декораций в такт музыке в отсутствие необходимой автоматизированной механики? А способов, тем временем, минимум два — прикрепить мебель и реквизит к стене нужной декорации или даже на несколько секунд замедлить игру оркестра!
И все же иногда и самых смелых идей бывает недостаточно, и некоторые бродвейские мюзиклы пока не нашли подходящую площадку в нашей стране. Поэтому, принимая спектакль на гастроли, важно четко просчитать ваши возможности и помнить, что зачастую не спектакль адаптируется к площадке, а площадка — к спектаклю.
25 мая. День первый
Директор Театрального центра «На Страстном» Михаил Пушкин и театральный художник Виктор Шилькрот поздравили технических директоров, завпостов и осветителей с началом пятой сессии «Театрального ПТУ» и предложили обсудить насущные проблемы, с которыми сталкиваются участники в процессе работы.
Как оказалось, в больших и малых, столичных и региональных театрах в большинстве случаев трудности одинаковые: вопросы по соблюдению пожарной безопасности, острая потребность в репетиционной площадке, недостача квалифицированных специалистов по свету и звуку или вовсе сокращение рабочих кадров.
Надеемся, что наши участники используют свой шанс задать вопросы лекторам «Театрального ПТУ» и посоветоваться с ними о поиске возможных решений.
Идеальных театров не бывает. К такому выводу пришел Глеб Фильштинский, повидавший на своем веку лучшие театральные площадки мира. Но давайте помечтаем и представим себе райское место, где соединилось бы все самое лучшее, что выработалось в ходе постановочного процесса. Во-первых, обучение — это эффективность. Ищите возможности для постоянного повышения квалификации, оно принесет пользу не только лично вам, но и всему театральному механизму. Во-вторых, планируйте выпуск спектакля грамотно, с участием всех цехов. Правильно выстроенная коммуникация между творческой группой и техническими специалистами избавит театр от множества проблем. В-третьих, нельзя экономить на стейдж-менеджере, иначе пострадает координация всего проекта. А в-четвертых, приходите на лекции «Театрального ПТУ», и давайте вместе создавать идеальную театральную реальность!
Мы готовы к встрече с участниками, модераторами и вольнослушателями проекта! Сегодня летняя сессия «Театрального ПТУ» начнется с круглого стола, посвященного вопросам работы художественно-постановочной части в российских театрах, а затем технический директор и художник по свету Глеб Фильштинский поделится с участниками своим богатым опытом выпуска спектаклей в ведущих зарубежных театрах. Хотите узнать, чем отличается организация художественно-постановочной части в России и Европе? Не опаздывайте на регистрацию, которая начинается в 12:00 в фойе Театрального центра «На Страстном»!