Театральное ПТУ. v. 5.0 Дневник проекта

6 июня. День шестнадцатый

16й день «Театрального ПТУ» начался со встречи со специалистами компании «ДОКА-Центр». Технический директор компании Анатолий Айрапетянц рассказал участникам проекта о собственном многолетнем опыте реконструкции театров. Можно долго говорить о технологиях и современных разработках в области оснащения театральных площадок, но главное в реконструкции даже не то, насколько современным будет оборудование, — главным всегда будет удобство его использования и его соответствие тем задачам, которое оно призвано выполнять в каждом конкретном театре. Именно поэтому красной линией сегодняшней утренней беседы стала мысль о том, что завпост или начальник цеха всегда должен участвовать в разработке технического задания и в самом процессе реконструкции – именно ему и его сотрудникам потом на новом оборудовании работать еще долгие годы.

IMG_5480

Маргарита Белоусова, руководитель отдела материалов и сценического дизайна компании «ДОКА Центр» и ее коллега Альфредас Таурас показали участникам «ПТУ» современные сценические материалы во всем своем многообразии – различные виды сеток, прозрачных, полупрозрачных и непрозрачных тканей, линолеумы и даже пленки, с помощью которых на сцене можно сымитировать зеркало, неотличимое от настоящего! А после лекции любой желающий мог посмотреть и потрогать специально привезенные компанией образцы материалов и проверить их характеристики на практике.

IMG_5522 (1)

IMG_5530

Переоснащение театра часто предполагает установку современного проекционного оборудования. Андрей Манкос, директор по развитию бизнеса BARCO, представил проекционную технику, используемую в самых разнообразных областях творчества, рассказал об особенностях эксплуатации проекторов BARCO и систем обработки и вывода видеосигнала на проектор, а также показал возможности специального программного обеспечения, предназначенного для управления видеопотоками.

IMG_5534 IMG_5538

Практикум со световым оборудованием – отличное завершение учебного дня! Технический специалист Licht-Technik Фолькер Нойланд не только подробно рассказал об особенностях и преимуществах моторизованных лир, скроллеров и шаттеров, которые можно кастомизировать под абсолютно любой прибор, но также дал участникам убедиться на практике в высокой надежности представленных устройств и в простоте их использования.

IMG_5543 IMG_5557

5 июня. День пятнадцатый

Каждый день участники Театрального ПТУ знакомятся не только с техническими новинками, но и с театральными площадками Москвы. Мы уже были в Электротеатре Станиславский, в Большом театре, в МХТ им. А.П. Чехова, а сегодня пришло время восхищаться Новой сценой Московского театра Олега Табакова. Начав с впечатляющей презентации технических особенностей сцены, представители каждого цеха, под руководством заместителя заведующего художественно-постановочной частью Сергея Аникина, продемонстрировали все тонкости, нюансы, преимущества площадки. Денис Гришин, начальник электроосветительного цеха Новой сцены Театра Олега Табакова, провел участников по всему театру и рассказал о плюсах и минусах светового оборудования.

efc9bd33-558b-4711-bf1b-1c7bee0d3ada 989de32c-3558-4de3-a47c-d626bb39d8c1 fc0d24af-ef4d-4ffe-8c3c-bb391fbfa615

Александр Зайцев, заведующий звукоцехом, продемонстрировал все возможности и особенности акустической системы Новой сцены, в частности, рассказал о системе виртуальной акустики — достаточно новой театральной технологии, которой похвастаться может далеко не каждый театр. Иван Рамазанов, начальник цеха механического оборудования, устроил полноценный смотр площадки со всеми особенностями представленной на ней механики.

IMG_5377

91fba8a5-b4a3-4882-a9cd-46430b83b0d4

После экскурсии участников ждал практикум по применению новых технологий в сфере света. Игорь Чернитори, менеджер по экспорту Techlumen, поведал участникам историю компании, представил современные виды диммеров и прожекторов, подходящих для сцены, студии и любой иной площадки, где требуются яркость и гибкость цвета. Игорь также наглядно показал работу уникальных светильников, большинство из которых работает на дистанционном управлении без использования проводов, что существенно облегчает их использование. А поскольку приборы представлены тут же, на сцене Театрального центра «На Страстном», участники смогли освоить работу с ними и непосредственно на практике.

IMG_5461

cc58176b-cc9d-4316-ab22-916752bd1d6c

Пятнадцатый день проекта завершился ещё одним практикумом, на этот раз участников «Театрального ПТУ» познакомили с продукцией семейства Nanopix производства австрийской LDDE. Менеджер по международным продажам компании, Питер Дурстбергер, рассказал о том, как разрабатывается данное оборудование и показал примеры использования рамповых и циклорамных диодных приборов Nanopix. Участники сами протестировали оборудование, ознакомились с управлением цветом и диммированием приборов Nanopix и узнали, что, даже если вдруг откажет один из прожекторов циклорамы, заливка все равно останется почти однородной.

d668f207-628e-4647-a365-3d4945d0083a (1)

4 июня. День четырнадцатый

Утро четырнадцатого дня пятой сессии проекта началось с сессии Q&A с художником по свету Евгением Ганзбургом, который знает все о работе в самых различных по масштабу и жанру российских театрах. Участники задали Евгению Леонидовичу самые наболевшие вопросы о взаимодействии художника по свету с режиссером, сценографом, зрителем и, конечно же, заведующим художественно-постановочной частью театра, в котором выпускается спектакль. Почему тень в спектакле так же важна, как свет? Как убедить актера встать в предназначенный специально для него луч? Каким образом рампа может преобразить декорацию? Сколько измерений есть у света в спектакле?
Если свет — это организованное чудо, то сегодня на «Театральном ПТУ» на все эти вопросы ответил один из главных волшебников сценического света нашей страны.

IMG_7630

После короткого перерыва мы плавно перешли от магии к физике — инженер-электронщик компании Techlumen Виктор Михеев в подробностях рассказал и показал на схемах и графиках устройство и работу различных компонентов диммеров, а также перечислил плюсы и минусы диммеров, существующих на нашем рынке. Теперь при выборе диммерных стоек у участников ПТУ точно не возникнет проблем с расшифровкой аббревиатур в их технических характеристиках!

IMG_7643

А завершили насыщенный учебный день авторы курса 3D-проектирования в программе Sketch Up Валерий Фирсов, художник театра, кино и телевидения, доцент факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ, и Максим Железняков, главный художник Калужского драматического театра и педагог Школы-студии. Мэтры театрального проектирования познакомили участников с возможностями программы и показали, как с помощью рулетки и фотоаппарата получить 3D-модель нужного пространства. Участники так вдохновились практикумом, что уже сейчас начали рисовать в Sketch Up модели своих театров!

IMG_7674

3 июня. День тринадцатый

Участники «Театрального ПТУ» снова встретились с художником по свету Большого театра Еленой Древалевой, только на этот раз, чтобы узнать все подробности создания оперы «Бал-маскарад» в постановке Давиде Ливерморе. Подготовка премьеры в Большом обычно занимает год, ведь необходимо понять идею художника и прочувствовать атмосферу, которую он хочет передать в своем спектакле.

После рабочих встреч, на которых согласовывают эскизы спектакля по сценам — от элементов интерьера и освещения декораций до форм лампочек в люстрах, —  формируется техническое задание, и начинается работа по воплощению задуманного спектакля.

10E5671F-D0B8-4F02-B15E-9762AD76663F

Затем участники отправились на экскурсию в МХТ им. А.П.Чехова. Заведующая постановочной частью Основной сцены Надежда Быханова подробно рассказала о реконструкции театра, о новой механике сцены и световом оборудовании. Участники побывали на Основной, Малой и Новой сценах, посмотрели подъемно-опускные площадки, прошлись по закусью, заглянули на склад и в машинный зал, полностью изолированный от колосников. Там завпосты узнали все о верхней механике Основной сцены и «умных» лебедках и задали интересующие их вопросы.

32466EFF-995A-47AD-84E0-C0652C47B9D8 22E669B3-D470-4CDE-AA08-C185B47D5C29 8DFE3D3C-3DA7-41FE-8518-71C731B39069 F6140B2F-5E9A-4C90-8434-E02D19746153 0B05807A-94F1-45D6-9F40-4684BD0EE8DE

После экскурсии участники прослушали лекцию технического специалиста отдела продаж компании ETC Владимира Крайнова о сетях и протоколах управления театральным освещением. Что из себя представляют цифровые протоколы? Часто ли мы встречаемся с сетями в повседневной жизни? В чем разница между DMX, RDM и Ethernet, как они работают? Возможна ли коммуникация между пультом и оборудованием, которые поддерживают разный протокол? Владимир ответил не только на эти вопросы, но и предсказал, как будет развиваться сетевое оборудование в ближайшем будущем.

F2FC52DB-2D40-4E73-8CB3-7EBC86C470F4

Но самое интересное ожидало завпостов на практикуме. Тренер по сетевым технологиям Дмитрий Драгунов и другие специалисты компании ETC продемонстрировали удаленную работу по протоколу OSC не только звуковых и световых устройств – на наших глазах по нажатию волшебной кнопки на пульте замигал диодами, «заиграл» в колонках и открылся  — холодильник! Сколько еще можно полезного придумать, чтобы упростить жизнь? А самое приятное то, что мы ограничены только своей фантазией. Вот что значит подключиться к правильному протоколу!

88CFD17D-6D0C-4AFF-84F2-857B9EA82C8C

2 июня. День двенадцатый

Сегодня участники «Театрального ПТУ» убедились в том, что Большой театр действительно большой, побывав в знаменитом Императорском фойе, величественном зале, на исторической сцене и даже в театральном подземелье. Художник по свету Большого театра Елена Древалева рассказала об особенностях светового комплекса театра и показала то, что не каждый зритель сможет увидеть: зал для репетиций балета, Бетховенский зал-трансформер и подземный склад объемных декораций. Это же не театр, а театральный город, где постоянно кипит работа!

62DFCA31-199F-4A75-8626-75F7CD7A888F 5F3AC475-FE0C-456C-9258-6E0682ED9702 CE4474DE-0E1C-4C2A-A58A-D593A03FB216 0575C9BC-A49B-4F98-A07C-8004411ACED6 919548F8-9EEE-41F0-BFB1-9531ABBC1576

Затем специалист лаборатории спецэффектов SP_FX Дмитрий Симкин посвятил участников и вольных слушателей в специфику работы пиротехника. Дмитрий рассказал о специальных сценических условиях, при которых в театре может гореть не только свеча, но и полыхать настоящий костер. Завпосты узнали, как проходит нормативно-технический совет, какие документы нужно подготовить, чтобы получить официальное разрешение на проведение сколько-нибудь опасного спецэффекта, и каких основных противопожарных норм нужно придерживаться.

20A8E132-750D-417D-AA7D-558566BA2C98

А в завершение дня Борис Волков — художник по свету, ведущий программы «Люди света», менеджер образовательных программ Robe Lighting и человек, который уверен, что будущее сценического освещения за светодиодами, — рассказал участникам о характеристиках и функционале современного светового оборудования. Борис представил нашему вниманию световое оснащение Большого театра России, МХТ им. А.П. Чехова и Государственного Кремлевского дворца, а затем и собственный проект идеального универсального театрально-концертного зала, в котором диоды могут заменить галогеновые приборы в любой их функции.

FFE7B10A-AF04-40E2-9987-9FDF98A89E68

1 июня. День одинадцатый

Первый день лета для участников «Театрального ПТУ» начался с лекции Владимира Разоренова на одну из наиболее важных и актуальных в последнее время тем — пожарной безопасности. Владимир рассказал, как за сорок лет его службы изменились организация, требования и отношение к пожарной безопасности, и как сейчас должна быть устроена система пожарной безопасности в театре.

F36B2FF1-82BC-4A73-A0B3-0096BD878DF5

В 14:00 главный художник по свету театра «Ленком» Евгений Виноградов рассказал об этапах работы над световым паспортом спектакля. Вот какого плана должен придерживаться художник по свету, чтобы его спектакль сохранился в «первозданном» виде:

·         проанализировать эскизы и макеты, полученные от творческой группы,

·         получить от театра чертежи и планировочные схемы,

·         составить техническое задание,

·         воплотить идеи в жизнь,

·         записать световую партитуру и оформить световой паспорт спектакля.

Каждый из этапов он проиллюстрировал реальными примерами документации к световому оформлению спектаклей, которые выпускал как художник по свету в различных российских и европейских театрах.

4AF0D159-98F1-4263-B7ED-C9BB214B9B2A

А в завершение учебного дня специалист технической поддержки MA Lighting в России Евгений Каменский поведал историю создания компании, рассказал о существующих системах управления сценическим светом MA Lighting и о радикально новой платформе управления освещением с расширенными возможностями — grandMA3.

9B0A54FD-0BEA-4B6B-B10C-61D922B14E02

31 мая. День десятый

Десятый день «Театрального ПТУ» был полностью посвящен театральному звуку. 

Сегодня участники смогли задать интересующие их вопросы о гастрольной адаптации спектакля «Встреча (The Encounter)» Саймона Макберни техническому директору фестиваля «Золотая маска» Михаилу Удовиченко. 

51AB7827-82B0-4C25-9508-E6B80EB437C1

Затем звукорежиссёр компании Stage Entertainment Russia Михаил Соколик рассказал о жанре мюзикла, тонкостях планирования выпуска спектаклей и наглядно показал завпостам, что происходит за пультом звукорежиссёра во время спектакля. 

D349E758-07E2-4152-BD00-3EED46CBFE04

В 14:00 технический специалист компании «Арис» Евгений Шуев провел лекцию о коррекции акустических свойств зала, моделировании систем звукоусиления и звукоизоляции.

DD2EC555-09AF-44AC-8800-3D5975B159B5

После небольшого перерыва завпосты-участники встретились с Александром Солоухиным и Борисом Степаненко, сотрудниками компания d&b audiotechnik, которая является одним из лидеров по производству акустических систем и электроники высшего класса. Свою философию компания определяет как «демократия для слушателей». Это значит, что право на одинаково хороший звук имеют все зрители – сидящие и в партере, и на галерке.

54CC66E9-D1D9-4F3C-860E-F89CB5E00291

В завершение дня с лекцией выступил Игорь Гайдаров, инженер комплексных технических решений компании Shure, которая производит профессиональные и бытовые микрофоны и наушники. На лекции завпосты обсудили акустические свойства зала, количество открытых микрофонов и их расположение. Кажется, «прокачка» по звуку удалась!

8DE8749C-BC27-4CB2-96AF-39A7850D7872

30 мая. День девятый

Сегодня участники сессии встретились с художником по свету, региональным менеджером по продажам Philips Entertainment в Восточной Европе и России, Аланом Лаксфордом. 

Алан познакомил завпостов с историей компании Philips Lighting, которая является мировым лидером в сфере сетевых светодиодных систем освещения, описал преимущества и характерные черты светодиодных прожекторов и телевизионных приборов, а также проиллюстрировал на практике работу каждой из представленных моделей светодиодного оборудования.

B52E68F5-B173-4FA4-9C36-2468A164A16A

Инженер-электронщик компании Techlumen Виктор Михеев раскрыл особенности различных типов светодиодов и их сборки, уделив большое внимание диодам с разным спектром и сроку их использования, а также рассказал об особенностях фильтров для диодных приборов.

F4F703F6-9AC9-49F2-BFF7-FB72C8728499

Компания Epson уже более 17 лет занимает лидирующую позицию среди производителей струйных, матричных и лазерных принтеров, а также проекционного оборудования.

Юлия Сидорова представила вниманию завпостов спектр широкоформатного печатного оборудования и обосновала преимущество появления собственной мини-типографии в театре — это позволило бы создавать костюмы для актеров, реквизит для спектаклей и элементы оформления интерьера в театре.

06F62263-2321-4DB8-A86D-278E3ADB1872

Следующим выступил Сергей Епихин с презентацией проекционного оборудования, подчеркнув важность его использования для создания мультимедийных декораций на заднике сцены. В финале лекции Сергей наглядно продемонстрировал работу проекторов Epson и ответил на вопросы участников.

29 мая. День восьмой

Галина Журова, с которой участники «Театрального ПТУ v.5.0» познакомились еще вчера, сегодня рассказала об опыте паспортизации спектаклей в Большом театре. Мало кто задумывается над этим, но ведь паспорт нужен не только для правильного проведения спектаклей или возобновления старого репертуара, а еще и для сохранения культурного наследия. Удивительно, как серьезно и педантично в Большом относятся к хранению паспортов — технические документы, согласовав и утвердив в бумажном виде, отцифровывают и размещают в электронной среде, где с ними может ознакомиться работник любого цеха.

E25F0D38-7488-4255-B816-813A99CADBAF 

Основатель и руководитель компании Niethammer Lichttechnik Марио Шпренгель продемонстрировал возможности прожекторов, которые уже давно завоевали популярность в крупнейших театрах Европы. Если в начале XX века Lichttechnik специализировалась на производстве простых систем электропитания, то сейчас они могут похвастаться высококачественными, при этом тихими и энергоэкономичными светодиодными прожекторами. Участники «Театрального ПТУ» даже испытали на практике работу всего представленного оборудования!

 7A5CC2B5-2B1B-4A45-B5F9-23C223919BBB

A3331FB5-DDA7-4099-BE64-67DB151F10D7

Одна из основных причин установления светодиодных устройств – это экономия энергии. Но нет технологий без недостатков: мало того, что белый свет в приборах разных производителей отличается друг от друга, так еще неправильное использование светодиодного оборудования может привести к ухудшению здоровья рабочих сцены и актеров. Марио подробно разобрал методы защиты от излучения в синем и голубом спектре и рассказал об европейских стандартах безопасности.

 3FFF42AB-6F47-4B3C-8B50-8FE578A9B16E

В завершении учебного дня технический директор Евгения Гришковца поделился своим опытом работы на гастролях и обсудил с завпостами насущные проблемы, с которыми ему приходилось сталкиваться на новых сценических площадках. С чего начинаются гастроли, как должен выглядеть технический райдер, что и с кем нужно обговаривать в первую очередь – на эти и многие другие вопросы ответил Максим Чепиль.

19D02F90-4875-418A-82FC-612D2C985D7E

28 мая. День седьмой

Седьмой день сессии начался для завпостов в самом известном театре России – Большом. Начальник отдела подготовки спектаклей и технической документации Галина Журова поделилась собственным опытом 3D-визуализации и показала примеры компьютерного моделирования к знаменитым операм Большого театра. Благодаря Lightconverse, постановочная и художественная части сокращают репетиционное время, продумывая и рассчитывая в программе всевозможные нюансы: расстановку декораций, световые партитуры, видеопроекцию и смены мизансцен. Сейчас для Большого театра визуализация – самая важная часть в подготовке спектаклей, и уже непонятно, как без нее обходились раньше?

9AE7D455-9E2A-422F-A859-BBF362D1AB9A

В 14:00 технический директор «МедиаСетт» Оганес Мартиросян-Рояк вместе с руководителем проектов «United 3D Labs» Игорем Петруниным рассказали о том, как удивлять современных зрителей, избалованных прогрессивными технологиями. С завпостами-участниками поговорили о плюсах и минусах использования светодиодных и голографических экранов, шлемов виртуальной реальности и панорамной проекции.

EA45601D-3F01-472A-AAA7-E77F3FB5C013

Затем лекторов сменили Ян Калнберзин и Полина Бахтина. Видео-, медиахудожник, автор видеомэппинга к многочисленным драматическим и хореографическим спектаклям и театральный художник, иллюстратор, преподаватель Британской высшей школы дизайна рассказали о взаимодействии видеомэппинга и сценографии в хип-хопере «Орфей и Эвридика». Древнегреческий миф о великой любви превратился в рэп-батл, который сопровождался невероятно красивой сценографией в зале Tesla на 4000 человек. Чем вдохновлялись художники и как проходила работа над этим масштабным проектом, сегодня и узнали наши участники.

4A9CA90A-5873-4CCD-A2D4-E26F21830F33

27 мая. День шестой

Сегодня в фойе Театрального центра мы снова встретились с деканом факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ Ольгой Неволиной, но говорили уже о характеристиках, свойствах и аналогах материалов, которые используются в производстве декораций.
Основная задача в театральном проектировании – совмещение легкого веса и высокой прочности декорационного материала. При этом нельзя забывать о художественных задачах творческой команды, экономичности и удобстве в эксплуатации материалов, и непременно – их безопасности и негорючести.

5DBCA01A-1250-41DB-AE4B-C69AE17E8699

Вторая лекция сегодняшнего дня была посвящена современной механике сцены как в условиях драматических и оперных театров, так и на многофункциональных концертных площадок. Специалист компании Sistema Андрей Купцов на примерах знаковых для компании работ познакомил завпостов с последними разработками в этой области: от штанкетов, лебедок и люков-провалов до комплексных систем управления. И, кажется, убедил завпостов в том, что по части театральной автоматизации нет ничего невозможного.

E25AB892-6EB7-47C7-BCD5-A92462D10F20

«Театральное ПТУ» не ограничивается лекциями и практикумами — сегодняшний вечер участники провели в театре «Мастерская П.Н. Фоменко» на знаменитом спектакле Саймона Макберни «Встреча (The Encounter)». Как звуковые потоки могут влиять на восприятие и заставлять чувствовать то, чего на самом деле нет, — вот над чем придется подумать завпостам. 

Выдающийся спектакль был сыгран в последний, 323-й раз, что с одной стороны, не может не огорчать, а с другой — радовать возможностью «запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда».

074173EF-A74B-4036-807D-58D414E24165

26 мая. День пятый

Пятый день летней сессии начался со знакомства участников с Екатериной Мочёновой. Главный технолог РАМТа рассказала о важности правильного и подробного оформления документов для выпуска новых спектаклей.

Первое правило, которого должны придерживаться завпосты: художнику нужно показать сцену до того, как он возьмется за проект, а затем обязательно предоставить технический паспорт площадки. Это необходимо, чтобы избежать экстренных корректировок при приемке макета – на практике это бывает сплошь и рядом.

Екатерина перечислила и показала документы, которые постановочная команда должна предоставить театру; рассказала о том, что необходимо обговаривать на технических и художественных совещаниях, как составляется монтировочная опись и что требуется для запуска производственного процесса. И все это — только начало подготовительной работы, а сколько еще предстоит сделать, чтобы выпуск состоялся! Это и узнали вольные слушатели и участники проекта.

A2998392-1A0D-4C32-92F6-8C3A8C140232

Не менее важную тему осветила декан факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ Ольга Неволина, подробно рассказав завпостам о правилах и нюансах оформления чертежной документации к спектаклю. Участники узнали, чем отличаются и для чего предназначены различные типы чертежей, какой шрифт в Autocad соответствует ГОСТу, какие условные обозначения облегчат взаимопонимание художника, постановочной части и производства и какие чертежи обязательно должны быть в техническом паспорте.

D9EC6438-481B-4284-8B04-A60BC8D9E5FA

25 мая. День четвертый

Сегодня участники «Театрального ПТУ» отправились на практикум в знаменитые мастерские Большого театра. Главный технолог Ольга Cмирнова провела увлекательную экскурсию для завпостов, рассказав о предназначении каждого из цехов огромной театральной фабрики.

Знакомство мы начали с монтировочного цеха, где сейчас готовят декорации к чемпионату мира по футболу. Цех полностью повторяет размер главной сцены театра и удобен тем, что здесь можно менять угол наклона пола от 3 до 7 градусов, как и на планшете сцены Большого. Кстати, контейнеры с декорациями тут автоматически въезжают и направляются в нужный отсек — вот до чего техника дошла! Но на этом удивительное путешествие в мир воплощения театральных идей не закончилось: завпосты увидели, как происходит роспись задников сцены, побывали в токарных и слесарных цехах, в бутафорной, световой и других мастерских. Фантастика, что в одном здании находятся все возможные станки, технологии и специалисты, а задачи решаются любого уровня сложности.

К захватывающей экскурсии по производственным цехам Большого театра присоединился и художник по свету Евгений Ганзбург, чью лекцию можно послушать «На Страстном» 4 июня в 11:00.

3954469E-2940-4CC2-8B09-95BE79B3B3A6 ED960A3E-16E0-4B0E-8462-70FC100CE632 C69B80BB-4BC7-4108-AE25-C5582A58BEE3 7523D6AC-2CF1-45DC-B731-315CF7C0CC79

А уже через пару часов после завершения экскурсии в мастерских Большого театра участники-завпосты оказались в «Сценическом портале» Леонида Керпека, где проектируют и создают декорации любой сложности для фильмов, спектаклей, концертных программ и даже Олимпиады. 

Роман Иванов, коммерческий директор «Портала», уверяет, что для этой мастерской нет неразрешимых задач — они с азартом и вдохновением подходят к воплощению иногда совсем невероятных идей заказчиков. Вот, например, для «Астана Опера» здесь недавно сделали мобильный одиннадцатиметровый водопад — и это далеко не предел возможностей мастерской.

Помимо собственно производста на территории «Сценического портала» расположен небольшой декорационный склад, а рядом со складскими контейнерами, под навесом, стоит любопытный реквизит: BMW 1936 года выпуска, Чайка примерно того же «возраста» и трактор с электродвигателем. Последний иногда можно увидеть на сцене театра Оперетты в комедии «Любовь и голуби».

Благодарим Леонида Керпека, Романа Иванова и их коллег за радушный прием, за возможность задать волнующие вопросы и увидеть всю «кухню» мастерских изнутри.

39239D78-AEF0-40E5-A13C-8C9BF215E6AD 6349C1C7-B59A-4D60-AC0D-CA1CC012AB39 A3719F03-5EBE-4B2A-99D7-960AF75F0AC1

24 мая. День третий

Сегодня на «Театральном ПТУ» день высоких технологий в мире театра и шоу — Виктор Шопин, специалист по работе с Lightconverse 3D ShowPlatform, CatalystMediaServer, световыми консолями семейства HOG и другими системами управления прочитал лекцию и провел практикум по визуализации и синхронизации.

Человек воспринимает большую часть информации благодаря визуализации, и прежде чем создавать какой-либо проект, нужно мысленно представить то, каким он будет, а уже потом от образов переходить к созданию компьютерных моделей. Компьютерные модели позволяют сократить время на подготовку спектаклей на площадке, предсказать возможные технические проблемы и найти пути их решения задолго до монтажа.

Наиболее удобной программой для создания визуализации крупных шоу Виктор считает Lightconverse, так как погрешность совпадения виртуального макета с реальными объектами – подумать только — не превышает двух миллиметров.

Еще один важный прием для ускорения и оптимизации работы в подготовке спектаклей – это синхронизация. Именно она повышает зрелищность шоу за счет точного согласования звука, света и видеоэффектов, привязанных строго ко времени.

8C4B3203-C33F-4756-93BC-901111C1CFDC  FC77B00A-6A5C-4D45-BD64-F969B98AC047

На практическом занятии Виктор доказал участникам, как легко и просто можно передать звук между любыми мультимедийными устройствами без кабелей и переходников! «Чудо», – подумаете вы, «Dante», – ответит Виктор. Для передачи цифровых данных не требуется дополнительное оборудование, а сама программа совместима со стандартными маршрутизаторами, что позволяет сэкономить кучу времени и денег! Кроме этого, участники познакомились с программой Vectorworks, которая изначально разрабатывалась для моделирования зданий и сооружений, а сейчас используется для проектирования театральных пространств и спектаклей.

E758075A-81B4-418B-B27F-4566CB0ABEE3

 

23 мая. День второй

Второй день образовательного проекта начался с практикума-экскурсии под руководством Натальи Авдониной, заведующей постановочной частью одного из самых модных и современно оснащенных театров — Электротеатра Станиславский. Наталья рассказала участникам «Театрального ПТУ» о жизни Электротеатра после реконструкции, а ее результаты, уж поверьте, не могут не впечатлить.

Например, сейчас в театральном фойе можно не только выпить кофе, но и увидеть спектакли и фильмы, послушать лекции, посетить перформансы и театральные выставки.

Завпосты-участники нашего проекта побывали на монтаже спектаклей театра: «Чайки» в зале-трансформере и оперы «Маниозис» на малой сцене.

Обычно монтаж спектаклей в Электротеатре занимает пару дней, но грамотное планирование и составление графиков на месяцы вперед позволяют театру поддерживать и расширять свой богатый репертуар.

В пошивочном цехе, где прямо сейчас кипит работа по подготовке костюмов к Платоновскому фестивалю, мы завершили первый практикум проекта.

3A1ADEAC-C649-4FCE-8A7E-FB07380DEC3A

575761D2-77A1-435C-9B95-849B55B7684D

8A1A8D81-4ECD-49A3-B400-213C56A4A0D5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный день продолжился уже в Театральном центре, где заместитель художественного руководителя по художественно-постановочной части театра имени Пушкина Александр Соломин поделился со слушателями своим опытом разработки технических паспортов к спектаклю.

Зачем нужен паспорт спектакля? А его составление — не пустая ли это трата рабочего времени?

Но каждый завпост знает, что паспорт — один из основных документов, которые существуют для сохранения спектакля на родной сцене и воссоздания на чужой. Паспорт включает в себя буквально всю информацию об эксплуатации спектакля, от исходных эскизов художника, актов пожарной безопасности и технической видеозаписи до фотографий каждой перемены декораций, каждого светового перехода, графиков монтажа и трехмерных моделей.

Александр Соломин не только рассказал о принципах составления этих документов, но и показал образцы, на которые нашим участникам стоит равняться.

740277F6-0DCB-4600-B47C-4933D3072592

Мюзикл — один из самых сложных жанров для гастрольной адаптации спектакля. Именно на их примере Александра Козырева, технический директор мюзиклов с четырнадцатилетним опытом работы, наглядно и с юмором продемонстрировала задачи технического директора при переносе спектакля на другую площадку. И главная из этих задач — проявить чудеса креатива и находчивости. Например, как осуществить перемену декораций в такт музыке в отсутствие необходимой автоматизированной механики? А способов, тем временем, минимум два — прикрепить мебель и реквизит к стене нужной декорации или даже на несколько секунд замедлить игру оркестра!

И все же иногда и самых смелых идей бывает недостаточно, и некоторые бродвейские мюзиклы пока не нашли подходящую площадку в нашей стране. Поэтому, принимая спектакль на гастроли, важно четко просчитать ваши возможности и помнить, что зачастую не спектакль адаптируется к площадке, а площадка — к спектаклю.

25 мая. День первый

Директор Театрального центра «На Страстном» Михаил Пушкин и театральный художник Виктор Шилькрот поздравили технических директоров, завпостов и осветителей с началом пятой сессии «Театрального ПТУ» и предложили обсудить насущные проблемы, с которыми сталкиваются участники в процессе работы.

F1EDE6D2-2E3A-462B-800B-F9B6FBEC1C1E

Как оказалось, в больших и малых, столичных и региональных театрах в большинстве случаев трудности одинаковые: вопросы по соблюдению пожарной безопасности, острая потребность в репетиционной площадке, недостача квалифицированных специалистов по свету и звуку или вовсе сокращение рабочих кадров.

Надеемся, что наши участники используют свой шанс задать вопросы лекторам «Театрального ПТУ» и посоветоваться с ними о поиске возможных решений.

9A93AB7B-DE64-47C6-904A-AC5A6E29B8E3

Идеальных театров не бывает. К такому выводу пришел Глеб Фильштинский, повидавший на своем веку лучшие театральные площадки мира. Но давайте помечтаем и представим себе райское место, где соединилось бы все самое лучшее, что выработалось в ходе постановочного процесса. Во-первых, обучение — это эффективность. Ищите возможности для постоянного повышения квалификации, оно принесет пользу не только лично вам, но и всему театральному механизму. Во-вторых, планируйте выпуск спектакля грамотно, с участием всех цехов. Правильно выстроенная коммуникация между творческой группой и техническими специалистами избавит театр от множества проблем. В-третьих, нельзя экономить на стейдж-менеджере, иначе пострадает координация всего проекта. А в-четвертых, приходите на лекции «Театрального ПТУ», и давайте вместе создавать идеальную театральную реальность!

57DD1170-01C8-4017-8B81-44243B76FE4C

Мы готовы к встрече с участниками, модераторами и вольнослушателями проекта! Сегодня летняя сессия «Театрального ПТУ» начнется с круглого стола, посвященного вопросам работы художественно-постановочной части в российских театрах, а затем технический директор и художник по свету Глеб Фильштинский поделится с участниками своим богатым опытом выпуска спектаклей в ведущих зарубежных театрах. Хотите узнать, чем отличается организация художественно-постановочной части в России и Европе? Не опаздывайте на регистрацию, которая начинается в 12:00 в фойе Театрального центра «На Страстном»!

ED55E4B4-17E0-4895-B4CF-B0643C9D63AF