22 июня
Проект «Театральное ПТУ» завершен!!!
Озадаченные объемом информации, уставшие, но страшно счастливые участники проекта — 22 завпоста из региональных театров от Перми до Симферополя — возвращаются на работу, чтобы на практике воплотить новые знания!
Мясо из нейлона, сырая картошка для нанесения узоров на ткань, живые канарейки!Увлекательный и крайне полезный практикум в Мастерских Большого театра провела художник-конструктор Ольга Павлюк!
21 июня
Сегодняшний день мы посвятили техническому менеждменту на театральных событиях особой сложности и специфики. Кирилл Носырев, технический директор, генеральный директор ООО «Технический департамент» и преподаватель продюсерского факультета РУТИ-ГИТИС, объяснил, как грамотно составить технический райдер спектакля для фестивальных гастролей, к каким подводным камням должен быть готов как завпост театра, так и технический директор принимающей площадки, и почему обязательно наличие техзадания (спойлер — чтобы обезопасить себя от неожиданных требований и заранее зафиксировать объем работ).
Во второй половине дня к нам присоединилась Александра Козырева c лекцией о нюансах работы на мюзиклах. Сложный и длительный монтаж, реализация впечатляющих спецэффектов, качественная настройка многочисленных единиц оборудования, размеры и оснащение площадки, десятки артистов и сотрудников цехов — все это важно, ведь особый жанр театрального искусства требует особого подхода.
20 июня
Специалисты по протоколу DANTE — одной из самых современных технологий передачи звука — поделились своим опытом работы с театральным звуком на самом высоком уровне, а также рассказали об эффективной организации гастролей с точки зрения звукового цеха. Мы наглядно разобрали современные протоколы передачи звука, подробно остановившись на протоколе DANTE, познакомились с возможностями последнего и процессом работы с ним.
Вторая часть «звукового» мастер-класса была посвящена практическим моментам работы со звуком, в том числе, на гастролях театра. О звукорежиссуре самого высокого уровня рассказали звукоинженер «Гоголь-центра» Антон Фешин и звукорежиссер РАМТа Георгий Калинин.
Подробности и герой дня — пульт Allen&Heath DLive — на фото:
Практикум в Театре им. Евг. Вахтангова!
19 июня
Передовая механика сцены, особенности репетиционного процесса и монтажа декораций масштабных спектаклей — всё это Большой театр, о котором нам столько рассказывали на лекциях школы завпостов! Мы своими глазами увидели легендарную Историческую сцену, посетили склад декораций глубоко под землей, а затем поднялись под самые своды театра в репетиционный зал (успели даже заблудиться в бесчисленных коридорах!).
Слово педагогам!
Ольга Неволина, художник-конструктор Театра им. Вл. Маяковского, старший преподаватель факультета сценографии Школы-студии МХАТ: «Теперь завпостов учит не жизнь, а проект «Театральное ПТУ».»
18 июня
Легендарный МХТ им. Чехова — в деталях! На примере спектакля «Женитьба», декорации которого нам посчастливилось изучить, участники школы завпостов познакомились с работой одного из самых передовых российских театров. Здесь компьютеризирована даже механика сцены, вплоть до положения софитов и их движения во время спектакля.
Лекцию художника Ларисы Ломакиной можно описать одной исчерпывающей фразой: «Не повторяется такое никогда». Эксклюзивно для участников «Театрального ПТУ» соавтор всех спектаклей Константина Богомолова, выдающийся художник Лариса Ломакина показала и прокомментировала авторские эскизы к постановкам, вот уже несколько сезонов гремящих на всю Россию!
Из какого материала сделаны декорации, какие манипуляции пришлось над ними произвести, чтобы добиться именно того эффекта, который необходим спектаклю — ржавчина, плесень, «волшебные» панели, пропускающие свет по мановению руки только в те моменты, когда это нужно сценографу, — и какая кропотливая работа кроется за эффектом простоты видеопроекции — устройство таких грандиозных полотен как «Карамазовы», «Борис Годунов», «Год, когда я не родился», «Лир», «Мушкетеры», «Князь» и «Юбилей ювелира» сегодня открылось с совершенно неожиданной стороны. Немного подробностей в фоторепортаже ниже.
Посмотреть фрагменты лекции Ларисы Ломакиной можно здесь.
17 июня
О чудесах сценической механики нового поколения рассказывают представители компании SISTEMA, специализирующейся на высокотехнологичном сценическом оснащении. В активе компании работа с ведущими российскими театрами — Государственным академическим театром драмы им. Ф. Волкова (Ярославль), Екатеринбургский ТЮЗ, Марийский театр оперы и балета, Самарский академический театр оперы и балета и другие.
Особенности приборов динамического света и диодов, широкие возможности трехмерного моделирования светового шоу, от развеса до прописывания, использование тайм-кода и разбор нюанcов создания на конкретных примерах — мастер-класс художников по свету Александра Сиваева и Александра Краснолуцкого на площадке Global Show Trade проливает свет на самые современные технологии!
16 июня
Пишущий завпост — миф или реальность?!
Небольшое отступление в гуманитарную зону! В «Театральном ПТУ» лекция «Журнал «Сцена» — о сценографии и не только. К выходу 100-го номера» главного редактора журнала, директора Театрального музея им. Бахрушина Дмитрия Родионова. Журнал «Сцена» — единственное в стране издание по вопросам сценографии, сценической техники и технологии, трибуны для художников, искусствоведов и критиков, изучающих визуальную культуру театра.
Критик и завпост затевали спор, или о том, как «Театральное ПТУ» соединяет несоединяемое!Чаще всего театральный завпост и театральный критик находятся по разные стороны рампы, и одному до другого дела мало. На самом деле, завпосту и критику есть о чем поговорить. Театральный критик Наталья Каминская на встрече с участниками проекта. Обмен контактами!
Существует ли универсальный язык для всех театров мира? Да, и это не английский, а AutoCAD. Именно эта программа позволяет общаться всем техническим директорам, художникам, сценографам и техническим службам, дает им возможность обмениваться (в том числе, дистанционно) планировками театров, проектами и чертежами самых сложных декораций, 3d чертежами. О том, как на плане театра посмотреть только на софиты или штанкеты, скрыть стены, перевесить падугу или передвинуть декорации одним щелчком мыши, рассказала Ольга Смирнова, заместитель начальника художественно-технологической службы Большого театра.
Большой театр и Мариинка как на ладони!
15 июня
Художник театра и телевидения Валерий Фирсов и главный художник Калужского областного драматического театра Максим Железняков рассказывают о возможностях 3D-проектирования сценического пространства в программе SketchUp и применении 3D-макетов при создании декораций, для визуализации сценографических решений и планировки пространства даже в условиях дистанционного общения режиссера, сценографа и технического директора.
«Пер Гюнт» в деталях — от болта до фактуры! Подробное исследование декорации и монтажа спектакля участниками Театрального ПТУ в театре «ЛЕНКОМ» — в нашем фотоотчете!
Cвоими руками разобрать и собрать грандиозную декорацию, исследовать монтаж спектакля «ПЕР ГЮНТ» в компании заведующего производством Артемия Харлашко и художника-постановщика Алексея Кондратьева!
14 июня
Монтаж премьеры «Дом, который построил Свифт» Зиновия Марголина и Евгения Писарева! Практикум в Театре им. Пушкина — фотоотчет
Еще одна новая ступень в обучении — наглядное и практическое знакомство с передовыми технологиями в области театрального света и звука!
Лекцию в «Театральном ПТУ» проводят специалисты компании «ARIS. Профессиональный звук и свет».
В «Театральном ПТУ» — важнейшая лекция для завпостов! О пожарной безопасности в театре рассказывают специалисты Лаборатории Спецэффектов SP_FX
13 июня
В лекции/мастер-классе «Использование видеопроекции в современном театре» видеохудожник, один из пионеров видеоарта в России Ян Калнберзин рассказал об интерактивной видеопроекции в реальном времени и показал, как ее создавать в программе TouchDesigner.
Свои проекты представили участники Театрального ПТУ : Игорь Фомин (Государственный академический музыкальный театр Республики Крым), Евгений Гришин (Калужский областной драматический театр), Игорь Савенков (КЦ ЗИЛ). Обсуждали Виктор Шилькрот, Александр Соломин, Виталий Галич.
12 июня
На сегодня Театральное ПТУ переместилось в легендарную «Мастерскую Петра Фоменко», где участники смогли посмотреть спектакль «Алиса в Зазеркалье», а затем изучить сценографические и технические решения, использованные в спектакле, и узнать больше о выпуске спектаклей театра на практикуме под руководством заведующего постановочной частью театра Константина Лебедева.
11 июня
Как правильно выстроить отношения между подрядчиком — мастерской, заказчиком — театром в лице завпоста, и автором — художником? Каких ошибок можно избежать? Какая документация, и в какой срок должна быть оформлена? Как не попасть в ситуацию, когда декорацию привозят в последний момент, и не доделанную? Как проследить за точностью исполнения авторского замысла при использовании новых технологий?
Обо всем этом на сцене Театрального центра «На Страстном» говорили руководитель театральных мастерских «Сценический Портал» Леонид Георгиевич Керпек и технические директоры театров: Александр Соломин (Театр им. А.С. Пушкина) и Виталий Галич (Российский Академический Молодежный Театр).
После дискуссии участники отправились на производство в цеха театральных мастерских «Сценический портал», где под руководством руководителя мастерских они были посвящены в секреты производства и познакомились с технологиями производства театральных декораций, бутафории, пошива мягких декораций, и многого другого.
С материалами по теме можно ознакомиться в разделе «Полезные материалы«.
10 июня
Практикум в Электротеатре «Станиславский». Реконструкция, дизайн театра. Рассказывает Максим Чепиль.
На сцене Театрального центра «На Страстном» режиссер и художественный руководитель Электротеатра «Станиславский» и художник, советник художественного руководителя Электротеатра Юрий Хариков поделились своим видением взаимодействия режиссера и художника в процессе создания масштабных, блокбастерных постановок на примерах спектаклей «Сверлийцы» и «Синяя птица».
9 июня
Главный технолог художественно-технологической службы Большого театра Екатерина Моченова поделилась опытом работы над новыми постановками и составления необходимой технической документации.
Практикум в Школе драматического искусства: фотоотчет
8 июня
На сегодняшней лекции Елена Древалева совместно с заведующим художественно-постановочной частью Большого театра Сергеем Тимониным, осветила штатную работу сценического комплекса, выпуск новой постановки и составлению важнейшего театрального документа — паспорта спектакля.
На Театральное ПТУ из Петербурга приехал знаменитый театральный художник, доцент постановочного факультета СПбГАТИ, художественный руководитель Студии сценографии и сценических технологий «Шоу Консалтинг» Глеб Фильштинский. Он рассказал о том, как организационные проблемы, возникающие перед техническими директорами и сотрудниками художественно-постановочной части, решаются за рубежом.
7 июня
Первый день лекций Елены Древалевой, художника по свету Большого театра, был посвящен этапам уникальной в своем роде, сложнейшей реконструкции одного из главных театров России и его светотехническому комплексу, призванному решать самые сложные задачи.
Затем, в фойе Театрального центра, спектакли своих театров презентовали завпосты-участники проекта ПТУ: Марина Преснякова («Театр на Спасской». Киров), Константин Осинцев (Пермский ТЮЗ), Евгений Кудрявцев (Тульский областной ТЮЗ) и Ситников Руслан (Саратовский академический ТЮЗ).
Презентации участников обсуждали Виктор Шилькрот, Александр Соломин, Виталий Галич.
6 июня
Открытие Театрального ПТУ!
На круглом столе лекторы школы, ведущие специалисты театра, обсудили насущные проблемы подготовки технических кадров в современном российском театре и очертили круг задач, решить которые призвана первая школа завпостов. В дискуссии приняли участие театральный художник Юрий Хариков, технический директор Театра им. А.С. Пушкина Александр Соломин, театральный художник и педагог Виктор Шилькрот, директор театрального музея им. А.А.Бахрушина Дмитрий Родионов, технический директор компании «ДОКА Центр» Анатолий Айрапетянц, художник по свету Большого театра Елена Древалева, театральный художник Лариса Ломакина, экс-завпост Электротеатра «Станиславский» Максим Чепиль, технический директор Театрального центра СТД РФ «На Страстном» Олег Назаров.
Начался цикл занятий с лекции «Современные методы комплексной реконструкции театра» Анатолия Айрапетянца, технического директора компании «ДОКА Центр», специализирующейся на сценических технологиях. А.Айрапетянц осветил вопросы планирования и проведения высокотехнологичной модернизации театра, от проекта реконструкции до ввода театра в эксплуатацию, на примерах крупнейших российских театров (Александринского, Театра Наций, Геликон-Оперы, Гоголь-центра и других.
Руководитель отдела материалов и сценического дизайна компании «ДОКА Центр» Маргарита Белоусова продолжила тему обзором современных материалов и технологий сценического оформления.
С визуальными материалами и презентациями, предоставленными Анатолием Айрапетянцем и Маргаритой Белоусовой, можно ознакомиться в разделе «Полезные материалы«.